Счетчик посещений

113339
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
За прошлый месяц
За все дни
42
79
570
112143
1196
3846
113339
Ваш IP: 3.231.229.89
Время: 2019-12-14 09:02:15

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии речи ребёнка-дошкольника"

                                  Роль дидактических игр в развитии речи ребёнка-дошкольника.

 

                                                                              Подготовила:

                                     воспитатель МБДОУ детского сада « Десняночка»

                                                         Киреенкова Ольга Сергеевна

                             

   Совсем недавно я услышала притчу: « Я пытался достичь сердце ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными.Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: « Приди , поиграй со мной!»

 

   Проблемой многих детей, пришедших из дома в детский сад, является  недостаточно развитая речь. А ведь благодаря речи ребёнок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи он выражает свои потребности, свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает родным  языком. Задача взрослых — помочь детям развивать речь.  Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

Игра – это самое первое слово, которое ассоциируется у нас со словом «детство».  Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Только в игре осваиваются  правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Основным направлением моей работы является развитие речи дошкольников по средствам дидактических (обучающих) игр. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка.

В своей работе ежедневно во все занятия и режимные моменты я включаю дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения и подвижные игры со словесным сопровождением (например: «Что где находится?», « Что изменилось?», « Чудесный мешочек», « Когда это бывает?» и т.д.). Благодаря этому процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Играя с детьми, я использую артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста( например: «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Парные картинки», «Подбери посуду для куклы», «Кто как кричит?», « Узнай по голосу», « Закончи фразу», « Звуковые часы» и другие).

    

       Мне важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

       Из опыта моей работы я могу сказать, что в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

     Очень важно также сотрудничество воспитателя и родителей. Для этого мной был проведён ряд консультаций: « Развиваем интерес к чтению», « Дидактические игры в развитии речи детей», « Зачем нужно развивать мелкую моторику», « Пальчиковые игры» и др.

       Т.к. работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Дидактические (обучающие) игры являются проверенным средством для развития речи детей , ведь их можно рекомендовать для использования всем родителям в домашних условиях. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. Главное место в игре нужно стараться отводить работе со звуком, буквой, предложением.

Большинство игр, в которые вы можете играть с Вашим малышом, знакомы нам с детства – это «Города», «Испорченный телефон», «Назови три предмета», «Один – много», «Четвёртый лишний», « Ассоциации». Разнообразные лото, игры с карточками постепенно обогатят словарный запас Вашего ребёнка легко и увлекательно, помогая в тоже время организовать Ваш с ребёнком совместный досуг.

Проведение этих простых и в то же время эффективных для развития речи ребёнка дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

 

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

    Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

   Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем лёгкому и успешному  обучению ребёнка в школе.

«Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                       Играйте со своим ребёнком!